profi30 ([info]profi30) wrote,

Почему Стругацких до сих пор не включили в школьную программу по литературе?

Два произведения Братьев Стругацких - «Второе нашествие марсиан» и «Хищные вещи века».

Повесть «Хищные вещи века» специально подчеркиваю, что написаны в 1965 году. Хищные вещи века XX века? Нет, так как актуально и в XXI. Стругацкие предсказали общество потребления, дискотеки с экстези, «несогласных», экстремальные виды спорта, самый современный наркотик – виртуальную реальность, а это показатель очень хороших фантастов. Оговорюсь, что это только мое больное воображение смогло провести данные параллели. «Слег» что это? Наркотик как химическое вещество или нечто вызывающее привязанность (привыкание)? «Слег» в книге используется в радиоприемнике, согласитесь, что ничего другого в 65 году и придумать было нельзя. «Слег» - чем вам не современный и реальный аналог виртуальной реальности, ЖЖ, компьютерных игр? Сам недавно стал жертвой онлайновой компьютерной игры, что стало заметно по отсутствию меня в течение длительного времени в ЖЖ и снижению скорости чтения. Не буду говорить, что меня конкретно зацепило, чтобы не прозвучало как реклама. Меня вообще редко чем-то можно сильно зацепить, быстро охладеваю, что опять же подтверждается фактом моего присутствия в блоге.

Повесть «Второе нашествие марсиан» насыщена глубоким смыслом, но мне совершенно не понравилась форма произведения и эллинистическая стилизация под Эзопа.

Почему Стругацких до сих пор не включили в школьную программу по литературе? А я не знаю. Надо поразмыслить. Может у кого-то есть идеи по этому поводу?
 

Tags: Братья Стругацкие, Российская литература

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    Your IP address will be recorded 

  • 28 comments

[info]the_kiteoff

June 25 2010, 05:45:52 UTC 1 year ago

Не включили потому что программа эта не перерабатывалась и места в ней нет новым произведениям - суметь бы освоить Тургенева, Толстого, да Достоевского.

[info]profi30

June 25 2010, 12:06:39 UTC 1 year ago

мне сложно судить с этой позиции, могу лишь примером. Взять того же Твардовского, что хорошего можно почерпнуть для себя из его произведений, что взять с собой (какой груз) на всю оставшуюся жизнь? Я думаю, она перерабатывалась, но вы же знаете, как сложно выкинуть из программы какого-нибудь устоявшегося классика. А сама она конечно же не резиновая.

[info]the_kiteoff

June 25 2010, 13:26:58 UTC 1 year ago

"Нет, ребята, я не гордый.
Не загадывая вдаль,
Так скажу: зачем мне орден?
Я согласен на медаль".

Мне кажется, это замечательные стихи. Его Тёркина точно стоит почитать, но, возможно, а рамках тематического факультатива.

[info]i_moon_ell

June 25 2010, 09:27:27 UTC 1 year ago

Согласна с предыдущим комментарием. Да и по себе знаю - тошнит от любого произведения, будь оно хоть сто раз замечательным, включенного в школьную программу.

[info]profi30

June 25 2010, 12:02:41 UTC 1 year ago

Отчасти соглашусь, так как сам некоторые основные программные произведения прочел уже в институте по собственному желанию, для написания сочинений использовал критику.
Зачем в школе Салтыков-Щедрин, Лесков, Платонов (перечисление без умысла, совершенно произвольное)? Я сам только сейчас начал перечитывать Платонова и что-то в нем понимать, со школы от него остались совершенно другие ощущения. Лесков только готовлюсь читать, а Салтыков-Щедрин вообще не досягаем. Помню старого профессора, который рассказывал, что когда ушла на пенсию наконец-то начала читать Салтыкова-Щедрина, так как почувствовала, что созрела. Братья Стругацкие с их глубоким смыслом и доступным способом изложения, что может быть приятней для чтения в школьные годы (и не только).

[info]the_kiteoff

June 25 2010, 12:03:32 UTC 1 year ago

Согласен с предыдущим комментарием. :) С оговоркой, что тошнило, потому что теперь я могу читать, что хочу и когда хочу, а значит и программные произведения стали привлекательными.

[info]profi30

June 25 2010, 12:07:53 UTC 1 year ago

тошнота - это от чувства подросткового негативизма и вряд ли является массовым явлением.

[info]the_kiteoff

June 25 2010, 13:28:40 UTC 1 year ago

Я в школе принципиально не читал ничего из программы, не потому, что тошнило, а потому. что было не интересно, зато теперь Достоевского с удовольствием, Пушкина с радостью, а вскоре, наверняка и на Толстого стану заглядываться.

[info]shok_darvina

July 1 2010, 14:44:00 UTC 1 year ago

Я не думаю, что Стругацкие что-то предсказали. Просто это мы читая их сейчас подставляем нынешнюю жизнь к их страницам.

[info]profi30

July 1 2010, 17:47:45 UTC 1 year ago

вот они слова человека, который сам их не читал (и так грозно помахал тебе пальцем))))

[info]shok_darvina

July 2 2010, 01:33:03 UTC 1 year ago

Когда мне читать Стругацких, когда я вот Профи30 читаю?=) Но фильмы я по их книгам смотрел.=)

[info]profi30

1 year ago

[info]adalez

July 14 2010, 11:39:59 UTC 1 year ago

В этом плане Станислав Лем более актуален

[info]profi30

July 14 2010, 11:43:47 UTC 1 year ago

Может быть, но я плохо знаком с творчеством Лемма, смотрел только «Солярис» раз десять – этого, конечно же, недостаточно, но мысль зерниста, вот как только полностью завершу с братьями запросто могу взяться за Лемма.

[info]adalez

July 14 2010, 14:36:41 UTC 1 year ago

не Лемм, а просто Лем. ну а насчет Соляриса, по мне так это далеко не самое талантливое его произведение.

[info]profi30

1 year ago

[info]dimasik007ar

July 14 2010, 12:30:45 UTC 1 year ago

Не включили, на мой взгляд, из-за косности нашей образовательной системы. Последнее время мы яро гнемся под американцев, вводим тупое тестирование, исключаем творчество и креативность. Воспитываем серую массу. Я считаю, что главная задача школьной программы по литературе заинтересовать молодого человека, привить ему любовь к печатному слову, отвратить его от "медведов", "ацкого ацтоя" и т.п. Не уверен, что в современном мире это можно сделать с помощью "Вишневого сада" или "Войны и мира". Дайте детям фантастику, фэнтези, разложите по полочкам моральный облик Фродо или Барамира, их искания и жизненные принципы. Да мало ли еще авторов и книг! Затем люди сами потянутся к Чехову, Достоевскому, Кафке, Маркесу.

[info]profi30

July 14 2010, 13:05:12 UTC 1 year ago

Свежо, но не реально, если только в качестве факультатива)
И не реально даже не из-за педагогической косности, первыми кто возмутится, будут родители, те самые которые всю российскую и советскую классику читали по критической литературе.

[info]xorro

July 14 2010, 15:26:08 UTC 1 year ago

Мне кажется, что на уроках литературы изучают то, что школьник не будет читать сам по доброй воле. Может причина этого в том, что более лёгкая и понятная школьнику литература была бы менее эффективна для его развития? А может для изучения в школе стоит выбрать те произведения, которые школьник вряд ли сам прочитает, чтобы увеличить объём прочитанного? Если в школе проходить Стругацких, то на досуге школьник вряд ли возьмётся за Достоевского, а так многие прочитают и Стругацких, и Достоевского.

[info]profi30

July 14 2010, 15:53:02 UTC 1 year ago

По вашему сравнению можно подумать, что Стругацкие более легкая литература, не могу согласиться, некоторые произведения мне давались намного тяжелей, чем детективы Достоевского.

[info]hariceyn

July 14 2010, 16:57:21 UTC 1 year ago

Мне лично очень нравится произведения этих мастеров,но знаете,не хотелось бы видеть их в обязательной программе,ведь тогда их из принципа будут игнорировать.Еще мне кажется такие произведения не для широких масс,не поймут,хотя может я и заблуждаюсь.

[info]profi30

July 14 2010, 18:18:10 UTC 1 year ago

Школьная программа уже не соответствует современной парадигме, современный школьник растет и развивается на Голливуде, Интернете и пр. сомневаюсь, что многие понимают произведения Салтыкова-Щедрина, стихи Фета?

[info]airburn64

July 14 2010, 17:34:08 UTC 1 year ago

Вместо стругацких влючили православие

[info]profi30

July 14 2010, 18:09:37 UTC 1 year ago

как ни странно, но у кого бы я не спрашивал православие в школе пока не преподают, хотя у меня выборка была не репрезентативная)))

[info]airburn64

July 14 2010, 18:17:46 UTC 1 year ago

В некоторых регионах уже преподают. А по новому образовательному стандарту будут преподавать везде без права выбора с 4 по 9 классы

[info]profi30

1 year ago

[info]festian

July 14 2010, 20:28:48 UTC 1 year ago

Потому что Стругацкие это шило в мешке

[info]profi30

July 14 2010, 20:37:08 UTC 1 year ago

в особенности "Сказка о тройке")))
Create an Account
Forgot your login or password?
Facebook Twitter More login options
English • Español • Deutsch • Русский…